суббота, 13 июля 2013 г.

Облачный атлас

Я наконец-то посмотрел "Облачный атлас". Этот фильм трудно описывать без спойлеров, получится разве что очередная унылая аннотация. А ведь это один из лучших фильмов за последнее время - если не один из лучших фильмов вообще. Поэтому я буду беззастенчиво использовать их.

Конечно же, основная заслуга принадлежит книге, по которой фильм снят. Нужно будет непременно прочесть. Но визуальный ряд тоже отлично подобран, особенно хороши одинаковые актёры во всех предлагаемых сюжетных линиях. Я не думаю, что в книге сходство и преемственность персонажей можно было бы настолько явно отразить.

Идею фильма очень старались упростить и разжевать, но он всё равно получился "не для всех", и этим объясняются многочисленные критические отзывы. Когда Вачовски снимали "Матрицу" - они показали зрителю две связанные реальности, и зритель сказал "ВАААУ". Проследить одновременно шесть связанных линий реальности для обычного массового потребителя кинопродукции - задача даже если выполнимая, то уж точно не простая. Люди же идут в кино развлекаться.

А фильм, тем не менее, отличный. Стиль его можно не описывать, всё сделано очень качественно, без излишних спецэффектов и каких-нибудь особо навязчивых флешбеков, смотреть можно и смотреть приятно. Но главное в нём - сюжет, и так называемая "основная мысль". Эта основная мысль после просмотра должна бы вызывать в людях радость или удовлетворение, только по факту вызывает чувство безысходности и тлена, ЕВПОЧЯ.

Мысль эта состоит в том, что "ничто не исчезает бесследно".

Шесть сюжетных линий, которые нам показывают в фильме, связаны между собой. Связаны не всегда напрямую, но через те или иные последствия человеческих поступков. Сюжетный период охватывает, вероятно, около пятисот лет плюс-минус век. На этой сюжетной линии исходной точкой становится человек эпохи рабства и плантаторов, который ведёт дневник, а финальной точкой - старик, живущий на другой планете. Эти люди косвенно связаны между собой, нельзя сказать, что если бы не было первого - не было бы последнего, но очевидно, что последний был бы немного другим.

Связь поддерживается через элементы творчества. Самый первый человек, путешественник, пишет дневник; этот дневник читает другой - композитор, который пишет мелодию "Облачный атлас"; эта мелодия играет в сетевом ресторане корпократического будущего, где работает четвёртая - искусственно созданная девушка, которая позже превратится в миф и станет богиней для племени того самого старика, который рассказывает эту историю. Есть и пара косвенных линий, которые тоже связаны через некоторые детали, но я не вижу смысла на них останавливаться подробнее - с одной стороны они тоже соприкасаются с основной канвой, с другой - создают собственные линии, которые могут быть прослежены точно также.

Вот эта возможность провести почти прямую линию через несколько столетий должна, наверное, утешать людей, уставших от бесцельного существования в постмодернистском обществе. Не переживайте, как бы говорят им авторы "Облачного атласа", ваша жизнь не пройдет бесследно и не пропадёт даром. Ваши поступки или ваше творчество всё равно продолжают двигаться в будущее даже после вашей смерти. И загадочными извилистыми путями они могут даже повлиять на основной вектор развития человечества - либо просто совпасть с ним на какое-то время, что тоже неплохо.

Как человек, воспитанный в западной культуре - "культуре имён" - я с этим согласиться не могу. Понятно, что здесь мы наблюдаем тренд перехода на восточный образ мыслей, на все эти "тибетские" и "дзенские" мудрости.

В восточной культуре действительно главное не имя - а тренд, в рамках которого человек живёт и трудится. Отсюда возникают и разнообразные "цзы" - мудрые учителя, которых называют одинаково, и это множество будд, и сама идея перерождения. Люди смиренно это принимают и живут так, будто бы это нормально. Зато в рамках такой парадигмы можно каждому даже самому неодарённому человеку верить в то, что он участник великого круга жизни.

Западная культура предполагает личную память. Есть персонаж, и если персонаж совершил нечто действительно великое, то его имя запоминают на века, равно как и биографию. Становится ясно место каждого человека в мире. Но поскольку это место в мире могут занять очень и очень немногие - подавляющее большинство людей рождаются, живут и умирают, никакой памяти о себе не оставляя. И в рамках такой парадигмы процветают поиски смысла жизни с одновременным осознанием полной её безысходности.

Поэтому восточного человека "Облачный атлас" может наполнять умиротворением. Да, всё происходит именно так, как он и думал - делай своё дело, пиши дневник или музыку, и зёрна твоего дела взойдут через несколько веков, будет и твой мазок в картине мира.
У западного человека тот же "Облачный атлас" может вызвать только лютую тоску. Это как внешний наблюдатель я вижу прямую линию и явственную связь, которую описал выше. Я вижу её только потому, что мне её вот так показали. Но на практике даже историк последнего сюжетного периода вряд ли сможет восстановить эти события - они уже вообще на другой планете. Кто узнает, что композитор писал свою музыку именно под впечатлением дневника? Кто узнает, что давно умершая девушка, которую считают богиней, слушала именно эту музыку?

Возможно, если прожить лет восемьдесят, можно воспринимать этот фильм как утешение - мол, не зря я жизнь прожил, частичка меня окажется в будущем. Но по-моему с тем же успехом можно утешать себя тем, что после твоей смерти на могиле вырастет трава, которую кто-то там съест и т.д. и т.п., известная история, в общем-то.

Поэтому фильм определённо хорош, но я не могу называть его воодушевляющим, или даже фильмом с хэппи-эндом. Это история о том, что даже если твой дневник будут читать через сто лет, а твою музыку слушать через двести - всё равно через пятьсот лет от тебя не останется абсолютно ничего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий